Ччудо! Это жже прросто ччудо!
Невольное признание собеседницы заставило Буккари поднять голову.
- Вы хотите сказать, что ваш народ не выходит за пределы этой системы?
Вы не летаете к другим звездам?
Катеос заметно смутилась.
- Ахх, нет, мне нельззя об этом говорить. Этто... этто большшой секрет.
На нашшу планету напали из космоса. Мое прравительство опассается, что этто
можжет повториться. Мы ххотим знать, как вам уддается летать между
ззвездами. Мы спросим васс об эттом.
- Мы не нападали на вас, - ответила Буккари. Крионцы не виноваты в
трагедии на Шауле, вертелось у нее в голове. - Это вы напали на нас. Мы
пришли с миром.
- Нам этто неиззвестно. На Крион ужже нападдали прежде, - бормотала
Катеос, нервно озираясь. - Многие погибли. Мы считаем, что вы пришли напасть
на насс.
- Нас здесь никогда не было, - попробовала убедить ее Буккари. - Мы не
нападали на вас.
- Этто случчилось очень давно, - неуверенно сказала Катеос. - Возможно,
вашши генералы ххранят этто в секрете от васс. Ради своей выгоды.
- И как давно это было, Катеос?
- Более четырехсот лет назад. Крионских лет, - тихо ответила Катеос.
Пятьсот земных лет! Пятьсот лет назад люди еще не достигли Марса, а до
открытия гиперсветовой аномалии оставалось более века.
- Катеос, сколько лет вы летаете на Генеллан?
- Давно, более девятисот крионских лет.
Буккари недоверчиво посмотрела на собеседницу. Выходит, что крионцы,
весьма развитая раса, осваивают космос вдвое дольше, чем люди. Но им так и
не удалось преодолеть сверхсветовой барьер. Теперь до нее начал доходить
смысл игры. Она сменила тему.
- Почему же вы говорите, что ваша система плоха? Ваша цивилизация
многого достигла, и система работает хорошо. Вы разумны. Мне кажется, что вы
добрые и отзывчивые. Плохой системе не удалось бы произвести таких существ.
Катеос немного подумала.
- Во многихх оттношенияхх нашша система действует хорошо. Оччень
ххоррошшо, - заметила она. - Но вы встречались только с учеными и
инжженеррами. А вообще почти вся наука сводится к искусству применения
ложки. Нашша социальная система контролирует личность. Контролирует наш
харрактерр и интеллект. Нас выращивают для выполнения определенной задачи.
Если мы добры и отзывчивы, то этто поттому, что данные каччества помогают в
работе. Нас выращивают для работы, закладывая и развивая те свойства,
которые вы указали.
- Выращивают, чтобы сделать из вас ученых? Как?
Катеос немного помолчала, прежде чем ответить.
- Система этта старра, - начала она. - Многие покколения восспитывались
в эттом духхе. Конечно, наччинается все с детей. У простых, незнатных
родителей забирают - иногда ссилой - детей ещще при рождении. Отцы и матери
никогда не видят своих детей. Только знати позволено воспитывать их.
- Как же так? И куда?..
- Да, детти... Сначала их отдают в госуддаррственные ясли, заттем в
шшколу. Шшкола - лучше ее наззвать \"центр обучения\" - это то мессто, где ихх
рассортировывают и обучают. Если детти не имеют генеттичесскихх отклонений,
то они через опрееделенный ссрокк становятся учеными, техниками, офицерами,
администраторами, ремесленниками или фермерами. Осстальные - большинство -
обречены ззаниматься неквалифицированным труддом; это и есть троды. Тродов
тоже рассортировывают в зависимости от личных качеств. Происходит это
разделение в раннем возрасте. Из нихх готовят солдат, рабочих, крестьян.